CompMechLab AVIA-review: Объединенная авиастроительная корпорация (ОАО ОАК) учреждена Правительственной комиссией
Правительственная комиссия по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса РФ под председательством министра промышленности и энергетики Виктора Христенко 2 ноября 2006 года приняла решение об учреждении ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАО "ОАК").
Комиссией были утверждены устав нового ОАО, уставной капитал, определена позиция государства по отношению к нему, а также избран президент ОАК.
Комиссия утвердила президентом ОАО "ОАК" Алексея Федорова, руководителя Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" и одного из крупнейших акционеров НПК «Иркут».
Краткая справка
Алексей Федоров родился в 1952 году в Улан-Удэ. Окончил авиационный факультет Иркутского политехнического института (1974) и бизнес-школу университета Оклахома-сити (1993). После окончания института работал конструктором по летным испытаниям Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО). В 1989 году назначен главным инженером, а в 1993 г. - генеральным директором ИАПО. С декабря 1996 г. по август 1998 г. возглавлял АВПК "Сухой". Позже возглавлял корпорацию "Иркут". В сентября 2004 года возглавил РСК "МиГ".
Напомним, что политическое решение о создании ОАК было принято в феврале 2005 года.
22.02.2006 президент РФ В.Путин поручил правительству подготовить Указ с планом действий по исполнению стратегии создания «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). «От того, как мы сможет решить этот вопрос, будет зависеть лицо России и сможет ли она быть интеллектуальной страной, или мы все больше будем скатываться в разряд третьестепенных стран, - отметил президент. - Такие отрасли (как авиапром) нуждаются в поддержки государства».
Тогда же глава Минпромэнерго РФ В.Христенко заявил: «Наша цель — вхождение в пятерку ведущих мировых игроков, получение выручки минимум в $6 млрд, в перспективе — 8 млрд». Министр добавил, что на первом этапе корпорация должна производить гражданскую и военную технику в пропорции 30 к 70, а затем свести соотношение к 50 на 50.
Эти планы нашли поддержку у главы государства. 20 февраля 2006 года вышел Указ президента России №140 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация».
20 апреля 2006 года премьер-министр РФ М. Фрадков подписал ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 апреля 2006 г. N 224 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. # 140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация". Согласно документу, в уставный капитал ОАК вносятся:
- 100% акций АХК «Сухой»,
- 86% МАК «Ильюшин»,
- 90,8% ОАО «Туполев»,
- 58% ОАО «Финансовая лизинговая компания»,
- 38% ОАО«Ильюшин Финанс Ко»,
- 38% «Нижегородского авиастроительного завода «Сокол»,
- 25,5% ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.Гагарина»,
- 25,5% ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.Чкалова», 15% акций внешнеэкономического объединения «Авиаэкспорт»,
а также ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут».
Кроме того, в рамках формирования ОАК ФГУП «РСК «МИГ» и ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение имени С.Горбунова» (КАПО) будут преобразованы в 100% государственные ОАО.
Доля Российской Федерации в уставном капитале корпорации составит не менее 75% акций.
Приоритетными направлениями деятельности корпорации определены разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники военного и гражданского назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области самолетостроения.
Итак, доля государства в уставном капитале ОАО "ОАК" составит не менее 75% акций за счет внесения госпакетов следующих предприятий:
ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин"
ОКБ является головным разработчиком:
- пассажирских самолетов: дальние магистральные самолеты: Ил-62,-62М; Ил-86, Ил-96-300, -400; региональные самолеты: Ил-114, -100; МС-21; самолеты деловой авиации: Ил-103.
- грузовых самолетов: самолеты большой грузоподъемности: Ил-96Т, Ил-96-400Т; самолеты средней грузоподъемности: Ил-76ТД, Ил-76ТД -90; Ил-76ТФ; региональные грузовые самолеты: Ил-114Т, МТС.
- самолетов военного назначения: Ил-76МФ, -76МД; Ил-78МК; Ил-112В.
В планах новые работы по: Ил-96-300ПУ (самолет-салон); Ил-103У, Ил-112, Ил-214; модернизации Ил-38 (для Индийских ВВС) и Ил-62.
Перспективы: Ил-112В, Ил-114П, БСМС, МТС, СТС, RRJ, ДМС.
Техническое обслуживание, доработка, переоборудование, ремонт самолетов и АТ. Численность персонала - 2 616 (01.04.2006)
Пассажирские самолеты ОАО "Ильюшин":
ИЛ-18Д
ИЛ-62
ИЛ-96-300
ИЛ-96-400
ИЛ-114
ИЛ-114-100
МС-21
Самолеты деловой авиации
ИЛ-103
Грузовые самолеты ОАО "Ильюшин":
ИЛ-96Т
ИЛ-96-400Т
ИЛ-76ТД
ИЛ-76ТД-90
|
|
ОАО "Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н.Туполева"
Гражданские проекты: гражданские самолеты:Ту-134, Ту-154, ТУ-204/214, ТУ-334, ТУ-330, ТУ-324/414; разработка самолетов на криогенном топливе: Ту-155; Ту-156, Ту-136, Ту-204К, Ту-330К, Ту-334К; аэросани-амфибия АС-2.
Военные проекты: военные самолеты - Ту-160; дальняя авиация: модернизация стоящих на вооружении боевых авиационных комплексов (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3), их довооружение дальним высокоточным оружием; БПЛА: оперативно-тактический Ту-141 "Стриж"; ДПЛА: многоразового использования Ту-300 "Коршун", тактические Ту-143 "Рейс" и Ту-243 "Рейс-Д".
Помимо этого: осуществляется техническое послепродажное сопровождение самолетов Ту-134, Ту-154 и Ту-204; проводятся работы на рынке интерьеров пассажирских самолетов. Численность персонала - 3 335 чел. (01.01.2005)
Фотогалерея самолетов ОАО "Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н.Туполева".
ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»
ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» стала первым отечественным производителем авиационной техники, объединившим в рамках единой юридической структуры профильные организации, обеспечивающие все элементы жизненного цикла производимых летательных аппаратов - от разработки концепции, эскизного и рабочего проектирования, постройки опытных образцов и их испытаний до маркетинга, серийного производства и технической поддержки в процессе эксплуатации, а также обучения летного и инженерно-технического состава.
ВОЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ ФГУП РСК "МиГ" Семейство истребителей МиГ-29 |
|
Легкий фронтовой истребитель МиГ-29, созданный РСК «МиГ» в начале 80-х годов, по сей день остается одним из наиболее массовых и совершенных истребителей мира. Основываясь на исходно заложенных в МиГ-29 возможностях к дальнейшему развитию, РСК «МиГ» проводит единую поэтапную унифицированную программу модернизации российского и мирового парка истребителей семейства МиГ-29. | |
МиГ-29/МиГ-29УБ | МиГ-29СМТ | МиГ-29К/МиГ-29КУБ | МиГ-29М1/МиГ-29М2 | |
Истребитель-перехватчик МиГ-31Э | |
Созданный на основе МиГ-25, дальний двухместный перехватчик МиГ-31Э не только вобрал в себя все самое лучшее от самолетов семейства МиГ-25, но и существенно расширил свои боевые возможности. | |
Учебно-тренировочный самолет нового поколения МиГ-АТ | |
Предназначен для обучения летчиков на начальном, основном и повышенном этапах подготовки с элементами боевого применения, а также для поддержания навыков пилотирования в строю. | |
Совершенствование истребителей предыдущего поколения | |
Выпущенная РСК «МиГ» на протяжении прошлых десятилетий авиационная техника продолжает успешно эксплуатироваться ВВС многих стран мира, последовательно проходя через программы модернизации, которые придают ей новые качества, позволяя отвечать существующим угрозам и эффективно решать стоящие перед ВВС задачи. | |
Семейство МиГ-21 | Семейство МиГ-23/МиГ-27 | МиГ-25 | |
Некоторые фотографии из фотогалереи ФГУП РСК "МиГ":
МиГ-29М2 выполняет энергичное боевое маневрирование |
МиГ-31Э – взлет на авиасалоне МАКС'2001 |
|||
МиГ-29 в воздухе |
МиГ-29 выполняет испытательный полет |
|||
МиГ-29 набирает высоту |
«Профилактика» МиГ-29 |
|||
МиГ-29М ОВТ - сверхманевренный многофункциональный истребитель |
МиГ-29 в воздухе |
|||
МиГ-29 с полной боевой нагрузкой выполняет "Петлю Нестерова" |
Пилотажная группа ВВС РФ «Стрижи» в боевом порядке «клин» |
|||
Пилотажная группа ВВС РФ «Стрижи» в полете |
||||
ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой"
ОАО "Компания "Сухой" – крупнейший российский авиационный холдинг с числом работников около 28 тыс. человек. В состав холдинга входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении – от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Продукция холдинга – боевые самолеты марки "Су" являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Компания – крупнейший российский поставщик авиационной техники на экспорт, занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей. Численность персонала - около 35 тыс. чел.
Проекты по военной тематике:
• программа пятого поколения - проект по созданию перспективного многофункционального истребителя;
• Су-32 - разработка современного истребителя-бомбардировщика Су-32;
• модернизация Су-24М - программа по созданию модернизированного фронтового бомбардировщика Су-24М2 с целью проведения модернизации самолетов, находящихся в строю ВВС РФ;
• модернизация Су-27СМ и Су-27УБ - программа направлена на глубокую модернизацию с целью создания самолета с новыми характеристиками по аэродинамике, авионике, системам управления и другим системам;
• модернизация Су-25СМ - повышение точностных характеристик и режимов применения АСП;
• Су-30МК - по заказу ВВС Индии реализуется программа по созданию двухместного многоцелевого истребителя;
• Су-30МК2 - по заказу ВВС Китая ведутся работы по модернизации многоцелевого истребителя Су-30МК, оборудованного новой системой вооружения;
• БЛА - беспилотные летательные аппараты могут быть применены для решения множества задач.
Гражданские программы:
Наиболее масштабной гражданской программой компании является семейство региональных пассажирских самолетов RRJ. Развитие семейства спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31, самолета-амфибии Бе-103, проекта грузопассажирского самолета Су-80, сельскохозяйственного самолета Су-38Л. Разработка сверхзвукового административного самолета SSBJ - Supersonic Business Jet.
|
ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина"
ОАО КНААПО - крупнейший производитель самолетов марки «СУ». Ведущее производственное предприятие АХК «Сухой».
Военная авиация: истребители Су-27С и их экспортные модификации - Су-27СК, истребитель палубного и наземного базирования Су-27КУБ, палубный истребитель Су-33, многоцелевой Су-30МК, освоение производства перспективных истребителей Су-35/Су-37, экспортных модификаций Су-27МКК;
Деловая, малая и специальная авиация: 6-местный самолет-амфибия Бе-103, однодвигательная летающая лодка СА-20П, многофункциональный самолет Су-80ГП.
Серийное производство регионального Super-Jet-100 (детали длительного цикла изготовления, окончательная сборка, заводские испытания).
Численность персонала - 19 428 чел. (01.01.2005).
КНАПОО выпускает истребители:
- одноместный фронтовой истребитель Су-27СК - самолет предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей неуправляемым оружием, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях; является экспортным вариантом самолета Су-27, выпускаемым серийно с 1991 г.
- двухместнный многоцелевой истребитель Су-30МК - самолет предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Самолет может использоваться для ведения попутной разведки на сухопутных и морских театрах военных действий, а также обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе. Двухместный многоцелевой истребитель Су-30МК является модификацией самолета Су-27СК, выпускаемой серийно с 1999г.
- одноместный многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 - предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами на большой, средней и малой дальности, при ведении дальних и ближних маневренных боев, при автономных и групповых действиях, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в любых метеоусловиях, а также объектов наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных удалениях от аэродрома базирования.
- одноместный палубный истребитель Су-33 - многоцелевой истребитель корабельного базирования с горизонтальным взлетом и посадкой. Самолет предназначен для автономных и в групповых действий при решении таких задач как: завоевание господства в воздухе и противовоздушная оборона авианосного соединения; уничтожение средств воздушного нападения противника (самолеты, вертолеты, противокорабельные ракеты); непосредственная огневая поддержка при высадке морского десанта; нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в т.ч. высокозащищенным; ведение воздушной разведки; постановка морских мин.
- одноместный многоцелевой истребитель Су-27СКМ - самолет предназначен для уничтожения воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли, а так же для действий по наземным и надводным целям с применением управляемых и неуправляемых видов авиационных средств поражения, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
- двухместный многоцелевой истребитель Су-30МК2 - самолет предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе.
ОАО "Научно- производственная корпорация "Иркут"
Основная сфера деятельности: производство и реализация авиационной техники, военной и военно-транспортной авиации, запчастей к ней; численность персонала - 10 464 (1 кв. 2006 г.)
Военная продукция: учебно-боевой истребитель Су-27УБ; истребитель-перехватчик Су-30К; многофункциональный истребитель Су-30МКИ, -МКМ;
Гражданская продукция: многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 ЧС;
Перспективы: Планируется производство Як-130; создана программа по созданию многоцелевого беспилотного авиационного комплекса (комплексы дистанционного зондирования "Иркут-2Ф", 2Т, 20 и 850); проект создания семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС21; легкий автожир А-002; производство авиакомпонентов для иностранных заказчиков (Airbus, EADS Socata, Augusta и т. д).
ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"
Военная авиационная техника: истребитель - перехватчик МиГ-31Э, учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ вар.Б, учебно-боевой самолет ЯК-130; модернизация истребителя МиГ-21БИС.
Гражданская авиационная техника: M-101T - легкий пассажирский самолет, самолёт-амфибия "Аккорд-201"; авиационные компоненты для ведущих европейских авиастроительных компаний - концерн Airbus, Aeromacchi s.p.a. (Италия), фирма Walter (Чехия). Численность персонала - 6 336 чел. (01.01.2005г.)
Разработка конструкции планера самолета из алюминиевых, алюминиево-литиевых сплавов (военные: МиГ-21, МиГ-25, МиГ-29УБ, МиГ-31, ЯК-130;гражданские: М-101Т); производство военной авиационной техники:
- истребитель - перехватчик МиГ-31Э - предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей, летящих на высотах от 50 м до 28 000 м в передней и задней полусферах, в том числе на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при маневрировании цели и использовании противником средств активного и пассивного противодействия
- учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ вар.Б - предназначен для ближнего маневренного воздушного боя, а также для тренировки летного состава днем и ночью, в любых метеоусловиях; позволяет обучать летчиков приемам ведения воздушного боя, а также распознавания возможных отказов систем и правильным действиям по их парированию
- учебно-боевой самолет ЯК-130 - создан для основного и повышенного этапов подготовки летчиков с учетом тенденций развития мирового рынка учебно-тренировочных и учебно- боевых самолетов и способен эффективно решать боевые задачи в локальных конфликтах и в ходе контртеррористических операций
ОАО "Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова"
Военная авиация: производство фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34, ремонт и модернизация фронтового бомбардировщика Су-24;
Гражданская авиация: серийное производство регионального пассажирскогоий самолета Ан-38-200; производство семейства самолетов RRJ: головная, хвостовая части фюзеляжа, а также оперение из агрегатов и комплектующих как собственного изготовления, так и поставляемых ЗАО "Гражданские Самолеты Сухого", ОАО "КнААПО" и иностранными партнерами.
Выполняет работы по ремонту и модернизации ранее изготовленной авиационной техники.
Численность персонала - 7,5 тыс. (05.2006)
Продукция ОАО "Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова":
- истребитель-бомбардировщик Су-34;
- модернизация фронтового бомбардировщика Су-24М;
- грузопассажирский самолет Ан-38.
В ОАО "ОАК" также вошли: ОАО "Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт", ОАО "Финансовая лизинговая компания", ОАО "Ильюшин Финанс Ко".
ОАК должна начать работу в первом квартале 2007 года, а на рубеже 2007- 2008 годов - подготовить выход на фондовые рынки.
По мнению аналитиков в России создана крупнейшая авиационная корпорация, призванная возродить отечественную авиапромышленность и усилить позиции нашей продукции военного и гражданского назначения на мировом рынке.
Публикации по теме:
1. Федеральное агентство по промышленности. Новости ОАК
2. Взгляды на развитие основы парка перехватчиков ВВС России – истребителя МиГ-31. Главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал армии В.Михайлов
3. 24.10.2006. О мерах, принимаемых Правительством РФ, по реформированию и развитию отечественной авиационной промышленности. Доклад Министра промышленности и энергетики России В.Христенко в Государственной думе 20 октября 2006 года
Авиационная промышленность страны является самой крупной среди отраслей оборонно-промышленного комплекса. Она обеспечивает интересы обороны и безопасности, воздушного транспорта и других сфер экономики страны. Ее доля в общем объеме производства ОПК более 1/3, в производстве продукции военного назначения – около 40% и в экспорте военно-технической продукции – около 50%. Общее число занятых в отрасли – более 450 тыс. человек. Это четверть всех работающих в ОПК. <...>
Если говорить подробно о принятых Правительством Российской Федерации в последнее время документах, то это:
- Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года,
- Государственная программа вооружений на 2007 -2015 годы,
- новая редакция ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», и ряд других.
Все они направлены на кардинальное решение проблем развития авиастроения и авиационной деятельности в РФ. В том числе - создание новейших образцов военной авиационной техники, удержание и освоение новых внешних рынков высокотехнологичной продукции самолето- и вертолетостроения. Будет решена проблема переоснащения гражданской авиации России новой техникой отечественного производства. <...>
Центральным элементом реформирования отрасли является формирование Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). <...>
Определен срок завершения формирования уставного капитала ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» – апрель 2007 года.
4. 24.08.2006. Аналитики: ОАК может дать новый импульс для развития авиапрома. Аналитики ИК «Финам» считают, что привлечение инвесторов, в том числе иностранных, в рамках ОАК, может дать новый импульс для развитиго авиапрома. <...>
Как напоминают эксперты, за прошедшие 6 месяцев с момента подписания Указа о создании ОАК началась подготовка к приватизации РСК «МиГ» и КАПО Горбунова, полностью разработан устав нового холдинга, началась оценка активов других компаний, которые впоследствии войдут в авиастроительную корпорацию.
5. Взгляды на развитие основы парка перехватчиков ВВС России – истребителя МиГ-31. Главком ВВС генерал армии В.Михайлов
6. www.vesti.ru: Авиастроителей объединит ОАК. Авиапром ждет другая история.
7. Видеорепортаж программы "ВЕСТИ"