Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
Hi-Tech новости 26 Февраля 2012 года
Данная новость была прочитана 4784 раза

Один из лидеров мирового ВПК - корпорация BAE Systems - разработала первую в мире пушку-рельсотрон (электромагнитное морское орудие), установившую мировой рекорд по энергии выстрела (33 МДж)

Рабочий образец электромагнитного морского орудия прибыл в исследовательскую лабораторию ВМС США в Далгрене (штат Вирджиния). В ближайшие недели должны начаться его огневые испытания.

Первый промышленный прототип боевого рельсотрона построен известной оружейной корпорацией BAE Systems. Устройство не предназначено для принятия на вооружение, но на данный момент является самым близким образцом к будущей серийной «электропушке».

Первая промышленная пушка-рельсотрон была доставлена к месту испытаний 30 января 2012 года. Она должна обладать дальностью стрельбы в 90-185 километров в начальном варианте, а в перспективе, после улучшений и изменений, – до 400 км.

Такие характеристики рельсотрону обеспечивает высокая начальная скорость снаряда – 2-2,5 км/с. И это вполне реальные величины, уже достигнутые на тестах предыдущего стационарного прообраза.

ВМС США уже несколько лет продвигают программу по созданию электромагнитной рельсовой пушки (Electromagnetic Railgun — EMRG), пригодной для установки на корабль.

Учёные в разных странах проводили немало опытов с рельсотронами. Но они разгоняли до высоких скоростей лишь довольно лёгкие снаряды (десятки граммов). Это ещё нельзя было назвать оружием, да и эксперименты те выполнялись в научных целях.

Новая установка, как и все рельсотроны, представляет собой импульсный электродный ускоритель, использующий для разгона снаряда силу Лоренца. Но вот четыре года назад исследовательская лаборатория ВМС США в Далгрене построила и испытала самую мощную в мире систему такого типа. Целью была как раз адаптация давно известного принципа метания снарядов к применению на поле боя. Кстати, вес снарядов той лабораторной пушки составляет несколько килограммов. При скорости соударения с целью, оцениваемой в 1,6-1,7 км/с, таким снарядам и взрывчатка не нужна.


Так рельсовая пушка должна выглядеть на палубе корабля (иллюстрация BAE Systems).

В декабре 2010 года колоссальное электромагнитное орудие поставило мировой рекорд по энергии выстрела для рельсотронов – 33 мегаджоуля. (Один мегаджоуль сравним с кинетической энергией 1-тонного автомобиля, несущегося на скорости 160 км/ч).

Тесты лабораторной пушки EMRG в 2008-2010 годах подтвердили реальность концепции электромагнитного корабельного орудия. Теперь учёным и конструкторам предстоит окончательно отшлифовать идею и довести её до серийного изделия.

Ныне в программе начался новый этап – тестирование прототипов боевых установок. В их проектах подрядчики учли все данные, полученные от испытаний собственной пушки EMRG лаборатории ВМС.

Управление военно-морских исследований сообщает, что демонстратор, созданный BAE Systems, использует передовые композитные материалы и, ожидается, что ствол выдержит большее количество выстрелов, чем его лабораторный предшественник. Новая пушка рассчитана на энергию выстрела в 32 мегаджоуля.

Вскоре к военным должен поступить и второй прототип боевого рельсотрона, построенный General Atomics.


Вариант пушки-рельсотрона от General Atomics будет испытываться параллельно с орудием от BAE
(фото с сайта wired.com).

Кроме того, инженерам из промышленных компаний дано задание разработать систему автоматической подачи снарядов для таких орудий, систему охлаждения (для «рейлганов» — очень актуальная проблема) и ещё — мощных и энергоёмких импульсных систем питания.


Электромагнитная пушка в сочетании со снарядами, разрушающими цель только за счёт кинетической энергии, означает и большую безопасность эксплуатации орудия и хранения боеприпасов. Наряду с большой дальностью поражения это одна из причин развития проекта EMRG (иллюстрация BAE Systems).

Благодаря перечисленным особенностям грядущие модели EMRG должны не только обеспечивать высокую начальную скорость снарядов, но и выполнять требование военных по скорострельности, то есть делать по 6-10 выстрелов в минуту без перегрева.

На выполнение этого пункта плана ВМС отводит партнёрам ещё пять лет. Для финансирования нового этапа работ уже выделено $10 миллионов, заключены соответствующие контракты. Помимо General Atomics и BAE Systems к проекту присоединилась компания Raytheon.

Как только Raytheon разработает один из ключевых компонентов рельсотрона - батарею, которая будет накапливать энергию для выстрела, состоятся судовые испытания нового вида оружия, первоначально запланированные на 2019 год.

Рельсовая пушка должна устанавливаться на борту кораблей класса эсминец, вроде Arleigh Burke. Однако разные корабли имеют разную мощность генераторов, и даже новейшие вряд ли смогут выдать рельсотрону требуемое количество энергии. Те же Arleigh Burke могут обеспечить выстрел с энергией 26 МДж. Расчетная энергия оружия будущего составляет 64 МДж.

Компании-разработчику предстоит разработать и испытать систему наведения снаряда, способную выдержать колоссальные нагрузки стартующего снаряда и электрический ток огромной силы. В противном случае пушка будет стрелять на свои 400 км "по площадям", вызывая побочные разрушения и жертвы среди мирного населения.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов membrana.ru и и-Маш.

Теги новости:
BAE Systems