CompMechLab-отчет о Международном военно-морском салоне МВМС-2007 (IMDS-2007)
Завершил работу третий Международный военно-морской салон МВМС-2007 (IMDS-2007). Салон проводился в Санкт-Петербурге в период с 27 июня по 1 июля 2007 года. Организатор МВМС-2007 - Федеральное агентство по промышленности (Роспром).
Более 380-ти экспонентов представили в пяти павильонах выставочного комплекса «Ленэкспо» разработки кораблестроения и судостроения, новейшие энергетические установки, оружие и вооружение, морскую авиацию, системы навигации и управления, инфраструктуру обеспечения, новые материалы и технологии. Достижения оборонно-промышленного комплекса демонстрировались не только на стендах, но и в акватории Финского залива, на военном полигоне Ржевка под Петербургом.
По сравнению с предыдущим Военно-морским салоном, прошедшим в 2005 году, расширилось и количество участников, и «география» представляемых ими стран. Почти вдвое увеличилось число прибывших на салон официальных делегаций – их было более 50-ти из 44-х стран, вырос их статус. В третьем Военно-морском салоне впервые принял участие иностранный корабль – фрегат ВМС Испании «Блас Де Лезо», представители группы морских вооружений НАТО.
Традицией Военно-морского салона стали выступления пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи» на боевых истребителях Су-27 и МиГ-29, которые продемонстрировали свое мастерство над акваторией Финского залива. Их выступление сопровождалось парусным шоу на акватории, прилегающей к выставочному комплексу.
Экспозиция третьего Международного военно-морского салона, разместившаяся в выставочном комплексе на площади свыше 12 тыс. кв. метров, объединила 383 предприятия из 28 государств. В числе участников - лидеры российского оборонно-промышленного комплекса: «Рособоронэкспорт», Балтийский завод, Северная верфь, Адмиралтейские верфи, ЦКБ МТ «Рубин», ЦМКБ «Алмаз», ЦНИИ им. Крылова, Судостроительная фирма «Алмаз», «Северное проектно-конструкторское бюро», НПО «Сатурн», «Уральский оптико-механический завод», корпорация "Тактическое ракетное вооружение", «Завод им. В.А. Дегтярева» и другие.
Всего в работе Военно-моского салона приняли участие более 23 000 специалистов, представители 129 российских и зарубежных СМИ, около 500 журналистов.
В рамках Международного Военно-морского салона - 2007 на стендах некоторых фирм демонстрировалась продукция, конечно-элементное моделирование которое выполняли в разное время сотрудник лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab) СПбГПУ.
В частности на стенде ЦНИИ "Электроприбор" был представлен унифицированный перископный комплекс "Парус-98" стоимостью около млн.
Унифицированный перископный комплекс "Парус-98" предназначен для кругового обзора приводной поверхности и воздушного пространства в светлое время суток, в сумерках и ночью; обнаружения надводных, воздушных и береговых объектов; определения дистанции до наблюдаемых морских, воздушных и береговых объектов; определения пеленга объектов; измерения курсовых углов и углов места объектов; обеспечения приема сигналов спутниковых навигационных систем GPS и "Глонасс"; обнаружения излучений радиолокационных станций и других радиотехнических средств. Перископный комплекс состоит из двух перископов - командирского и универсального перископа непроникающего типа. Командирский перископ включает в себя визуальный оптический канал с переменным увеличением, телевизионный ночной канал, систему обнаружения излучения радиотехнических средств. Универсальный перископ непроникающего типа (оптронная мачта) состоит из телевизионных дневного и ночного каналов с переменным полем зрения, тепловизионного канала, лазерного дальномера, системы обнаружения излучения радиотехнических средств, антенны с антенным усилителем приема сигналов спутниковых навигационных систем GPS и "Глонасс". В состав каждого перископа, помимо этого, входят выдвижной прибор с системой гироскопической стабилизации направления визирования, гироподъемник с обтекателем трубы, обеспечивающий работу перископов на скорости ПЛ до 10 узлов, прибор управления с видеопросмотровым устройством и системой записи наблюдаемой панорамы, прибор электропитания. В процессе разработки унифицированного перископного комплекса сотрудники CompMechLab выполнили многовариантные конечно-элементные исследования пространственного напряженного-деформированного состояния основных элементов перископа с учетом контактного взаимодействия. Ниже представлены фотографии, сделанные сотрудниками CompMechLab во время посещений Международного военно-морского салона МВМС-2007 (IMDS-2007).
|
Главный стенд Международного Военно-морского салона - 2007
Макет дизельной подводной лодки Амур-1650
Модель десантного катера на воздушной подушке Мурена-Э
Модель ракетного корабля на воздушной подушке проекта 1239
Гребной винт
Судовой двигатель
Стенд BRAHMOS, посвященный сверхзвуковой крылатой ракете BRAHMOS
Характеристики сверхзвуковой крылатой ракете BRAHMOS
Сверхзвуковая крылатая ракета BRAHMOS
Корабельное вооружение (1).
На фото - зам. зав. лаб. "Вычислительная механика" (CompMechLab) П.С. Гончаров
Корабельное вооружение (2).
На фото - зам. зав. лаб. "Вычислительная механика" (CompMechLab) П.С. Гончаров
Модель авианосца (1)
Модель авианосца (2)
Модель авианосца (3)
Стенд заказчика лаб. "Вычислительная механика" (CompMechLab) ЦНИИ судового машиностроения, на котором демонстрировался фильм о посадке истребителей на палубу авианосца
С целью полномасштабного моделирования тормозных машин аэрофинишеров взлетно-посадочного комплексоа тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) "Адмирал Горшков" и "Адмирал Кузнецов" сотрудниками CompMechLab были разработаны уникальные математическая и конечно-элементная модели палубного аэрофинишера, предназначенного для посадки самолетов на палубу авианосца.
Основные исходные характеристики для описания динамического процесса:
- скорость подлетающего самолета ~ 200-240 км/час;
- время торможения самолета на палубе - до 3 секунд;
- пробег самолета по палубе - менее 100 м;
- перегрузки, испытываемые летчиком при посадке на палубу ~ 5 g.
Уникальная полномасштабная математическая модель палубного аэрофинишера разработатна на основе эффективного применения передовых программных систем конечно-элементного анализа (ANSYS, LS-DYNA и др.), их объединения и разработки программного обеспечения, позволившего реализовать отсутствующие в CAE-системах возможности, которые принципиально важны для данной задачи.
Разработанные модели, в частности, по запросам Генеральной прокуратуры РФ, Военной прокуратуры Северного флота, Государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий нашли широкое применение в расследовании авиационного происшествия, когда 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике "после касания самолетом палубы корабля и зацепа в процессе торможения во второй половине пробега произошел обрыв тормозного троса, в результате чего самолет скатился с палубы, упал в море и затонул на глубине 1100 метров" (по материалам многих источников, например, NEWSru.com).
Стенд ЦНИИСМ, посвященный аэрофинишерам взлетно-посадочных комплексов
Ранее, фрагменты выполненной работы были:
1. Представлены на нашем сайте www.FEA.ru в разделе "Выполненные работы".
Конечно-элементное моделирование обрыва стального троса
с последующими «раскруткой и распушением»
2. Представлены на нашем сайте www.FEA.ru в разделе "AVI-галерея".
2.1. Палубный аэрофинишер. CFD анализ клапана управления системы гидравлического торможения
Цель работы - создание численной модели клапана управления, учитывающей все геометрические особенности конструкции, для определения его гидравлических характеристик. Результаты работы - поля скоростей и давлений в дросселирующей части клапана управления, зависимости гидравлических потерь от расхода потока на входе и от положения поршня клапана.
2.2. Конечно-элементное моделирование динамических процессов, возникающих при посадке истребителя на палубу авианосца (палубный аэрофинишер)
Цель работы - создание на базе современных программных систем проектирования и инженерного анализа уникальной математической и конечно-элементной модели аэрофинишера.
Разработанные модели позволяют:
- рассчитывать динамические характеристики как тормозного устройства (палубного аэрофинишера), так и самолета;
- определять чувствительность всей системы к изменению конструкционных и эксплуатационных параметров;
- рассчитывать нагрузки, действующие на пилота истребителя;
- осуществлять многопараметрическую комплексную оптимизацию характеристик тормозного устройства.
Импеллер турбонагнетателя для создания наддува в судовых дизелях (ЦНИИ судового машиностроения)
Стенд Autodesk
Стенд SolidWorks Russia